23 мая 2019, четверг
Областные новости
22.05.2019
Губернский лицей принимает заявки на поступление в 8 класс от юных программистов и математиков Пензенской области.
22.05.2019
Совет Федерации проводит Всероссийский опрос педагогических работников начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Праздники России

отдых

Общество

11.03.2019

Великий пост – часть духовной жизни

В итоге ничего, кроме чувства голода и раздражения, не испытывают. В лучшем случае –потерю пары килограммов. Что же мы делаем не так? Как правильно провести Великий пост? Как поститься детям и больным? Как необходимо православному подготовиться к Пасхе? За ответами на эти вопросы мы обратились к настоятелю Михайло-Архангельского храма р.п. Мокшана протоиерею Михаилу Дергунову.
– Отец  Михаил, скажите, для чего установлен пост? Каков его смысл и цели? 
 – Слово «пост» в русском, как и латинском языке (откуда оно, скорее всего, и пришло) имеет двоякое значение. Пост – это не только особое время воздержания, предписанное церковью, но и то место, где стоит военный караул. Такая омонимичность слова «пост» неслучайна. По своей сути, пост – это время, когда мы становимся на стражу своей души и стараемся максимально ограничить себя в том, что не служит ее спасению. Это и телесное воздержание, и воздержание от всего суетного, что есть в жизни: от развлечений, от второстепенных занятий, от праздных разговоров.
Если сказать совсем просто – это время капитального ремонта. Вот мы обычно поддерживаем свой дом в чистоте, вытираем пыль, моем полы, и на какое-то время этого достаточно, но только на какое-то время. Наступает момент, когда нужно решительно избавляться в доме от всего что обветшало, обновить, перестроить. Нечто подобное происходит и с нашей душой, умом, нравственностью. Вот именно цели капитального ремонта, обновления души и служит пост. Не зря в аскетической православной традиции его называют духовной весной.
Польза поста в том, что мы вновь и вновь напоминаем себе о том, что мы не только телесны, что мы больше, чем наше тело, и не тождественны ему, что самое главное сокровище для нас, христиан,  – это наша бессмертная богоподобная душа, к сожалению, отягченная грехами. Пост – это время сугубого покаяния, особого напряжения всех духовных сил на исправление себя по Божьим заповедям.
– Почему этот пост называют Великим?
– Великий Пост – это Пост с большой буквы. И по написанию, и по значению, и по продолжительности. Иначе, по-церковному, он называется святой Четыредесятницей. Этот пост является образом сорокадневного пощения Христа в пустыне перед выходом Его на Свое проповедническое служение.
– Расскажите, как «правильно» поститься?
– Указания церкви о соблюдении постов могут сильно разниться в зависимости от возраста и физического состояния здоровья человека. Все указания в полной мере относятся лишь к физически здоровому человеку. При физических болезнях или для престарелых к указаниям следует отнестись внимательно и рассудительно.
Христианин в первую очередь должен думать не о теле, а о своей душе и беспокоиться о ее здоровье. И если он, станет думать о ней, то он будет рад посту, в котором вся обстановка направлена на исцеление души. Будет ли пост постом, если, кроме некоторого изменения в составе пищи, мы не будем думать ни о покаянии, ни о воздержании, ни об очищении сердца через усиленную молитву?!
Нужно полагать, что это не будет постом, хотя все правила и обычаи поста будут соблюдены. Св. Иоанн Златоуст говорил: “Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься, – нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело”.
Пост не есть голод, нигде в службах Великого Поста не говорится о посте только в нашем обычном смысле, то есть  как о неядении мяса и прочего. Всюду один призыв: “постимся, братие, телесно, постимся и духовно”. Следовательно, пост только тогда имеет религиозный смысл, когда он соединен с духовными упражнениями.
– А  как должны поститься дети?
 –  О том, как должны поститься их дети, родители должны посоветоваться с духовным наставником своей семьи. Зная возможности и способности своих детей, родители вместе со священником смогут найти правильную меру детского поста. Не осознавая, для чего нужны постовые ограничения, ребенок может выполнять все рекомендации только внешне. И если подвиг этот он будет нести без внутреннего настроя, то это может повредить ему. Здесь нужно подходить очень аккуратно, я бы даже сказал, ювелирно, и каждому ребенку индивидуально рекомендовать свой пост по силам, даже если в семье несколько детей.
– В какой мере нужно поститься людям преклонного возраста?
– В Церковном Уставе даны достаточно строгие правила поста, следовать которым сможет далеко не каждый. Именно поэтому некоторые люди от строгого поста освобождаются. Так, например, святитель Феофан Затворник считал, что терпение болезни является вполне достойной заменой пищевого воздержания. Люди, у которых есть проблемы со здоровьем, не должны взваливать на себя непосильное бремя строгого поста. В противном случае этот аскетический подвиг будет им в тягость и введёт их в ещё больший грех роптания на Господа и недовольства своей участью.
Немощный человек должен обратиться к священнику, рассказать ему подробно о своём состоянии здоровья и о предыдущем опыте поста, а после этого попросить совета, как соблюдать пост. Опытный духовник, наверняка, даст хорошие рекомендации и благословит поститься по силам.
– Что такое благословение, и нужно ли его брать перед тем, как начать поститься?
 – Как такового благословения на пост брать не нужно, когда он производится в обычные, предусмотренные церковным календарем, дни. Другое дело, если человек хочет как-то усугубить свои подвиги. Например, кто-то тяжко болеет из близких и он хочет своим постом послужить выздоровлению этого человека, как жертву принести за него. Вот на такой пост надо брать благословение.
Благословением на пост для всех нас является день Прощеного Воскресенья, когда православные, собравшись в храме, просят прощения друг у друга и у священства за вольные и невольные обиды. Пост и покаяние – это наша жертва Богу, а жертва невозможна без мира с ближними, по слову Самого Христа. 
– Бывают такие случаи, когда на некоторых постящихся начинает нападать уныние, раздражение, как тогда быть? Значит ли это, что надо в чем-то ослабить пост?
– Как говорят: «ты лучше мясо съешь, да не ешь человека». Конечно, когда человек постится, изменяется его восприятие не только себя, но и мира, с изменением пищевого режима меняется обмен веществ, тем более за окном весна, не хватает витаминов. Но уныние и раздражение являются свидетельством того, что человек внешний пост исполняет, а внутренний, духовный пост у него не получается. Перемены в организме происходят, а в душе нет, значит, этот пост превратился в диету, он затронул только физиологию человека, а не дух. Первыми признаками правильного поста являются любовь к окружающим, снисхождение к немощам людей, желание безмолвия, уединения, желание больше погрузиться в свой внутренний мир, а если подобного не происходит, значит, что здесь только внешнее проявление поста, но никак не деятельное участие в нем.
– Что бы вы порекомендовали тем, кто впервые решится поститься?
– Прежде всего, ясно понимать, что пост – это не цель, а средство. А цель поста – Пасха, победа над грехом и жизнь с Богом. Кроме того, надо понимать, что пост без правильной церковной жизни, без Евхаристии, без исповеди – не более чем диета.
Часто некоторые невоцерковленные христиане говорят: вера – это личное дело, о том, во что я верю, говорить не обязательно, вера она в глубине сердца. На самом деле это не так. Христианин обязан и словом, и делом свидетельствовать о своей вере во Христа как Бога и Спасителя.
Пост, как и любой подвиг, христианину не подобает выставлять напоказ, внешним видом показывать всем окружающим безмерную скорбь: я пощусь, не подходи ко мне. Наоборот, аскетическая монашеская литература называет пост «веселым временем», временем обновления, очищения души от мусора. 
– Что бы вы пожелали нашим читателям, которые соблюдают пост?
– Пусть наш пост приведет нас к самой величайшей радости, к радости общения с Воскресшим Господом, к Вечной Пасхе!

В итоге ничего, кроме чувства голода и раздражения, не испытывают. В лучшем случае –потерю пары килограммов. Что же мы делаем не так? Как правильно провести Великий пост? Как поститься детям и больным? Как необходимо православному подготовиться к Пасхе? За ответами на эти вопросы мы обратились к настоятелю Михайло-Архангельского храма р.п. Мокшана протоиерею Михаилу Дергунову.

– Отец  Михаил, скажите, для чего установлен пост? Каков его смысл и цели? 

 – Слово «пост» в русском, как и латинском языке (откуда оно, скорее всего, и пришло) имеет двоякое значение. Пост – это не только особое время воздержания, предписанное церковью, но и то место, где стоит военный караул. Такая омонимичность слова «пост» неслучайна. По своей сути, пост – это время, когда мы становимся на стражу своей души и стараемся максимально ограничить себя в том, что не служит ее спасению. Это и телесное воздержание, и воздержание от всего суетного, что есть в жизни: от развлечений, от второстепенных занятий, от праздных разговоров.

Если сказать совсем просто – это время капитального ремонта. Вот мы обычно поддерживаем свой дом в чистоте, вытираем пыль, моем полы, и на какое-то время этого достаточно, но только на какое-то время. Наступает момент, когда нужно решительно избавляться в доме от всего что обветшало, обновить, перестроить. Нечто подобное происходит и с нашей душой, умом, нравственностью. Вот именно цели капитального ремонта, обновления души и служит пост. Не зря в аскетической православной традиции его называют духовной весной.

Польза поста в том, что мы вновь и вновь напоминаем себе о том, что мы не только телесны, что мы больше, чем наше тело, и не тождественны ему, что самое главное сокровище для нас, христиан,  – это наша бессмертная богоподобная душа, к сожалению, отягченная грехами. Пост – это время сугубого покаяния, особого напряжения всех духовных сил на исправление себя по Божьим заповедям.

– Почему этот пост называют Великим?

– Великий Пост – это Пост с большой буквы. И по написанию, и по значению, и по продолжительности. Иначе, по-церковному, он называется святой Четыредесятницей. Этот пост является образом сорокадневного пощения Христа в пустыне перед выходом Его на Свое проповедническое служение.

– Расскажите, как «правильно» поститься?

– Указания церкви о соблюдении постов могут сильно разниться в зависимости от возраста и физического состояния здоровья человека. Все указания в полной мере относятся лишь к физически здоровому человеку. При физических болезнях или для престарелых к указаниям следует отнестись внимательно и рассудительно.

Христианин в первую очередь должен думать не о теле, а о своей душе и беспокоиться о ее здоровье. И если он, станет думать о ней, то он будет рад посту, в котором вся обстановка направлена на исцеление души. Будет ли пост постом, если, кроме некоторого изменения в составе пищи, мы не будем думать ни о покаянии, ни о воздержании, ни об очищении сердца через усиленную молитву?!

Нужно полагать, что это не будет постом, хотя все правила и обычаи поста будут соблюдены. Св. Иоанн Златоуст говорил: “Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься, – нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело”.

Пост не есть голод, нигде в службах Великого Поста не говорится о посте только в нашем обычном смысле, то есть  как о неядении мяса и прочего. Всюду один призыв: “постимся, братие, телесно, постимся и духовно”. Следовательно, пост только тогда имеет религиозный смысл, когда он соединен с духовными упражнениями.

– А  как должны поститься дети?

 –  О том, как должны поститься их дети, родители должны посоветоваться с духовным наставником своей семьи. Зная возможности и способности своих детей, родители вместе со священником смогут найти правильную меру детского поста. Не осознавая, для чего нужны постовые ограничения, ребенок может выполнять все рекомендации только внешне. И если подвиг этот он будет нести без внутреннего настроя, то это может повредить ему. Здесь нужно подходить очень аккуратно, я бы даже сказал, ювелирно, и каждому ребенку индивидуально рекомендовать свой пост по силам, даже если в семье несколько детей.

– В какой мере нужно поститься людям преклонного возраста?

– В Церковном Уставе даны достаточно строгие правила поста, следовать которым сможет далеко не каждый. Именно поэтому некоторые люди от строгого поста освобождаются. Так, например, святитель Феофан Затворник считал, что терпение болезни является вполне достойной заменой пищевого воздержания. Люди, у которых есть проблемы со здоровьем, не должны взваливать на себя непосильное бремя строгого поста. В противном случае этот аскетический подвиг будет им в тягость и введёт их в ещё больший грех роптания на Господа и недовольства своей участью.

Немощный человек должен обратиться к священнику, рассказать ему подробно о своём состоянии здоровья и о предыдущем опыте поста, а после этого попросить совета, как соблюдать пост. Опытный духовник, наверняка, даст хорошие рекомендации и благословит поститься по силам.

– Что такое благословение, и нужно ли его брать перед тем, как начать поститься?

 – Как такового благословения на пост брать не нужно, когда он производится в обычные, предусмотренные церковным календарем, дни. Другое дело, если человек хочет как-то усугубить свои подвиги. Например, кто-то тяжко болеет из близких и он хочет своим постом послужить выздоровлению этого человека, как жертву принести за него. Вот на такой пост надо брать благословение.

Благословением на пост для всех нас является день Прощеного Воскресенья, когда православные, собравшись в храме, просят прощения друг у друга и у священства за вольные и невольные обиды. Пост и покаяние – это наша жертва Богу, а жертва невозможна без мира с ближними, по слову Самого Христа. 

– Бывают такие случаи, когда на некоторых постящихся начинает нападать уныние, раздражение, как тогда быть? Значит ли это, что надо в чем-то ослабить пост?

– Как говорят: «ты лучше мясо съешь, да не ешь человека». Конечно, когда человек постится, изменяется его восприятие не только себя, но и мира, с изменением пищевого режима меняется обмен веществ, тем более за окном весна, не хватает витаминов. Но уныние и раздражение являются свидетельством того, что человек внешний пост исполняет, а внутренний, духовный пост у него не получается. Перемены в организме происходят, а в душе нет, значит, этот пост превратился в диету, он затронул только физиологию человека, а не дух. Первыми признаками правильного поста являются любовь к окружающим, снисхождение к немощам людей, желание безмолвия, уединения, желание больше погрузиться в свой внутренний мир, а если подобного не происходит, значит, что здесь только внешнее проявление поста, но никак не деятельное участие в нем.

– Что бы вы порекомендовали тем, кто впервые решится поститься?

– Прежде всего, ясно понимать, что пост – это не цель, а средство. А цель поста – Пасха, победа над грехом и жизнь с Богом. Кроме того, надо понимать, что пост без правильной церковной жизни, без Евхаристии, без исповеди – не более чем диета.

Часто некоторые невоцерковленные христиане говорят: вера – это личное дело, о том, во что я верю, говорить не обязательно, вера она в глубине сердца. На самом деле это не так. Христианин обязан и словом, и делом свидетельствовать о своей вере во Христа как Бога и Спасителя.

Пост, как и любой подвиг, христианину не подобает выставлять напоказ, внешним видом показывать всем окружающим безмерную скорбь: я пощусь, не подходи ко мне. Наоборот, аскетическая монашеская литература называет пост «веселым временем», временем обновления, очищения души от мусора. 

– Что бы вы пожелали нашим читателям, которые соблюдают пост?

– Пусть наш пост приведет нас к самой величайшей радости, к радости общения с Воскресшим Господом, к Вечной Пасхе!

Оставить комментарий