24 ноября 2017, пятница
Областные новости
24.11.2017
Рабочая группа Президиума Генсовета Партии по защите прав дольщиков предлагает упростить процедуру вхождения в реестр обманутых дольщиков. Об этом заявил руководитель Рабочей группы, первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Александр Сидякин в рамках заседания.
23.11.2017
Новый принцип создания МКС позволит более четко выстроить вертикаль между центральными органами Партии, региональными, местными и первичными отделениями, отмечает и.о. секретаря Генсовета

Праздники России

отдых

Культура

04.09.2017

Знаковые исторические вехи Мокшана

 

Последний набег кочевников, так называемый кубанский погром, жители Мокшана – в составе всего Пензенского края – пережили в 1717 году. Тогда кочевники, разорив окрестности города и захватив много пленных,  ушли в степь. Взять крепость Мокшан, как и крепость Пензу, степняки не смогли.
Жестокие бои шли в августе 1717 года на землях пензенских, мокшанских. 300 лет назад полчище кубанцев пришло сюда, на юго-восточные окраины русского государства под предводительством Бахты-Гирея. Кубанцами обычно называли ногайцев, черкесов, адыгеев, селившихся на реке Кубань. Стонала степь от топота копыт 40-тысячного войска. Издали были видны тучи пыли, вздымавшиеся из-под копыт их низкорослых степных лошадок, неумолимо двигавшихся со стороны Карачи, притока Вороны, Петровска… 3 августа они осадили Пензу и Мокшан. Кубанцы рассыпались по местности отрядами в 50-100 человек, беря пленных, сжигая дома и церкви, убивая сопротивлявшихся. Героически сражались наши предки, без раздумья отдавая жизнь за землю родную, за «други своя». 
Крепости Пенза, Мокшан выстояли. При штурме города-крепости Мокшан кубанцы, прорвавшись сквозь засечную черту и перейдя реку Мокшу, не решились штурмовать отвесный склон берега Мокши (Кавказик). Они двинулись по отлогим дорогам слобод, сметая все на своем пути. Под шквальным огнем мощные крепостные стены, выполненные «взамет», и укрепленные земляным рвом и валом, были частично разрушены. Но,  благодаря мужеству и отваге защитников,  саму крепость Мокшан захватить степнякам не удалось. 
Вторым Козельском был позже назван Рамзайский острог за яростное сопротивление врагу. Защитники задержали продвижение противника и предпочли ратную смерть позорному полону, за что и были полностью уничтожены вместе с семьями. Горькая участь постигла и те селения, которые стояли на юру и не были ничем укреплены: Бибиково, Засечное. Они были сожжены, а население пленено. Опустошив территорию от города между Вороной и Узой, налетчики удалились, уведя с собой до 18 тысяч ясырей (пленных) только из пределов Пензенского края.
За жестокость и урон, нанесенный юго-восточным окраинам, а также за глубокое проникновение (около 1000 верст) кубанцев на территорию России это нападение было названо историками большим кубанским погромом. Считается, что трагедия произошла из-за внезапности нападения и малочисленности донских казаков, репрессированных за участие в Булавинском восстании (1707-1709). В конце 1717 по указу царя между Пензой и Саратовом были размещены 4 драгунских полка, затем начато строительство Царицынской оборонительной линии. После этого набеги кубанцев, крымцев и других кочевых народов на территорию края окончательно прекратились. Присурье, в том числе, и мокшанская земля, перестали быть российской окраиной, реально превратившись во внутренний земледельческий район государства.
Сохранилось воспоминание современников о том, что набег кубанцев остановила икона Казанской Божией Матери. Совершив неудачный штурм Пензы, кочевники взяли город в осаду. Накануне 4 августа, когда не оставалось надежды на спасение города, все жители собрались в Спасском соборе на бдение, которое не прерывалось всю ночь. Внезапно лик Божией Матери сделался черным, а потом просиял. Благодать спустилась в души верующих – они поняли, что будут спасены. Этот чудный образ подарил Пензе в 1663 году царь Алексей Михайлович. В настоящее время икона пребывает в Митрофановском храме. 
Не будем забывать, что Мокшанский Богородице-Казанский монастырь, в котором также находилась очень почитаемая икона Казанской Божией Матери, стоял сразу за засечной чертой. Такие порубежные монастыри, наряду со сторожами, одними из первых принимали удар неприятеля на себя. Поэтому считается, что насельники их обителей должны были быть очень сильными – как духовно, так и физически. Их спасительные непрерывные молитвы Богу, мольбы к Его Пречистой Матери никогда не оставались без ответа. Усиленно молился в годину испытаний и весь народ. И незамедлительно получал святое заступничество.  Вот так и стояла и спасалась Русь.
В воспоминание об этих событиях трехсотлетней давности инициативная группа мокшанцев-краеведов в сентябре  текущего года запланировала обозначить территорию крепости Мокшан мемориальными табличками. Установлены они будут на тех местах, где ранее находились крепостные наугольные башни: на стенах зданий РДК и бывшей Кадастровой палаты,  храма Александра Невского. Мероприятие приурочено к памятным датам: 460-летию вхождения земли Пензенской в состав Русского царства и 300-летию спасения Мокшана во время большого кубанского погрома летом 1717 года.
Благодарим всех, кто принял участие в сборе средств для изготовления мемориальных табличек.
    
Ольга Каменская

 

Последний набег кочевников, так называемый кубанский погром, жители Мокшана – в составе всего Пензенского края – пережили в 1717 году. Тогда кочевники, разорив окрестности города и захватив много пленных,  ушли в степь. Взять крепость Мокшан, как и крепость Пензу, степняки не смогли.

Жестокие бои шли в августе 1717 года на землях пензенских, мокшанских. 300 лет назад полчище кубанцев пришло сюда, на юго-восточные окраины русского государства под предводительством Бахты-Гирея. Кубанцами обычно называли ногайцев, черкесов, адыгеев, селившихся на реке Кубань. Стонала степь от топота копыт 40-тысячного войска. Издали были видны тучи пыли, вздымавшиеся из-под копыт их низкорослых степных лошадок, неумолимо двигавшихся со стороны Карачи, притока Вороны, Петровска… 3 августа они осадили Пензу и Мокшан. Кубанцы рассыпались по местности отрядами в 50-100 человек, беря пленных, сжигая дома и церкви, убивая сопротивлявшихся. Героически сражались наши предки, без раздумья отдавая жизнь за землю родную, за «други своя». 

Крепости Пенза, Мокшан выстояли. При штурме города-крепости Мокшан кубанцы, прорвавшись сквозь засечную черту и перейдя реку Мокшу, не решились штурмовать отвесный склон берега Мокши (Кавказик). Они двинулись по отлогим дорогам слобод, сметая все на своем пути. Под шквальным огнем мощные крепостные стены, выполненные «взамет», и укрепленные земляным рвом и валом, были частично разрушены. Но,  благодаря мужеству и отваге защитников,  саму крепость Мокшан захватить степнякам не удалось. 

Вторым Козельском был позже назван Рамзайский острог за яростное сопротивление врагу. Защитники задержали продвижение противника и предпочли ратную смерть позорному полону, за что и были полностью уничтожены вместе с семьями. Горькая участь постигла и те селения, которые стояли на юру и не были ничем укреплены: Бибиково, Засечное. Они были сожжены, а население пленено. Опустошив территорию от города между Вороной и Узой, налетчики удалились, уведя с собой до 18 тысяч ясырей (пленных) только из пределов Пензенского края.

За жестокость и урон, нанесенный юго-восточным окраинам, а также за глубокое проникновение (около 1000 верст) кубанцев на территорию России это нападение было названо историками большим кубанским погромом. Считается, что трагедия произошла из-за внезапности нападения и малочисленности донских казаков, репрессированных за участие в Булавинском восстании (1707-1709). В конце 1717 по указу царя между Пензой и Саратовом были размещены 4 драгунских полка, затем начато строительство Царицынской оборонительной линии. После этого набеги кубанцев, крымцев и других кочевых народов на территорию края окончательно прекратились. Присурье, в том числе, и мокшанская земля, перестали быть российской окраиной, реально превратившись во внутренний земледельческий район государства.

Сохранилось воспоминание современников о том, что набег кубанцев остановила икона Казанской Божией Матери. Совершив неудачный штурм Пензы, кочевники взяли город в осаду. Накануне 4 августа, когда не оставалось надежды на спасение города, все жители собрались в Спасском соборе на бдение, которое не прерывалось всю ночь. Внезапно лик Божией Матери сделался черным, а потом просиял. Благодать спустилась в души верующих – они поняли, что будут спасены. Этот чудный образ подарил Пензе в 1663 году царь Алексей Михайлович. В настоящее время икона пребывает в Митрофановском храме. 

Не будем забывать, что Мокшанский Богородице-Казанский монастырь, в котором также находилась очень почитаемая икона Казанской Божией Матери, стоял сразу за засечной чертой. Такие порубежные монастыри, наряду со сторожами, одними из первых принимали удар неприятеля на себя. Поэтому считается, что насельники их обителей должны были быть очень сильными – как духовно, так и физически. Их спасительные непрерывные молитвы Богу, мольбы к Его Пречистой Матери никогда не оставались без ответа. Усиленно молился в годину испытаний и весь народ. И незамедлительно получал святое заступничество.  Вот так и стояла и спасалась Русь.

В воспоминание об этих событиях трехсотлетней давности инициативная группа мокшанцев-краеведов в сентябре  текущего года запланировала обозначить территорию крепости Мокшан мемориальными табличками. Установлены они будут на тех местах, где ранее находились крепостные наугольные башни: на стенах зданий РДК и бывшей Кадастровой палаты,  храма Александра Невского. Мероприятие приурочено к памятным датам: 460-летию вхождения земли Пензенской в состав Русского царства и 300-летию спасения Мокшана во время большого кубанского погрома летом 1717 года.

Благодарим всех, кто принял участие в сборе средств для изготовления мемориальных табличек.

    

Ольга Каменская

Оставить комментарий